21 января 2018 года НЗ стала 11 страной, запускающей ракеты в космос. Только в отличие от других стран, местная «космическая программа» - полностью частная, государство не имеет к ней никакого отношения, и не вложило в неё ни цента.
Компания появилась в НЗ в 2006 году, была основана инженером и предпринимаетелем, одержимым идеей частного космоса, заразившего своей мечтой инвестиционные фонды и местных инженеров и университетских профессоров. Исследования велись в НЗ, а производство разместили в США.
3 года спустя, в 2009, первая ракета достигла космоса.
Следующие 3 года были посвящены разработке нового комбинированного (с электрической компонентой) двигателя, назанного «Резерфорд» (великий физик Э.Резерфорд был новозеландцем).
В 2013-м, после успешных тестов «Резерфорда», компания, ставшая к тому времени американской с новозеландской «дочкой», получила дополнительные инвестиции от частных фондов для начала ракетной программы «Электрон».
В 2015-м началась постройка стартового комплекса на полуострове Махия на Северном острове в НЗ, которая заняла 1.5 года.
В мае 2017 состоялся первый полёт «Электрона», 17-метровая ракета называлась просто – «It’s a Test» («Это Тест»). Она достигла высоты 224 км, после чего из-за проблем со связью полёт прекратился. Хотя формально запуск нельзя было считать успешным, он был признан таковым, и самым главным результатом стало подтверждение эффективности двигателя и конструкции самой ракеты. Компания стала получать первые заказы на доставку коммерческих грузов.
Спустя около полугода, в январе 2018, состоялся второй запуск. Ракету назвали «Still Testing» («всё ещё тест»). Зауск, полёт и вывод на орбиту четырёх спутников прошли без сучка и задоринки. Назначение трёх спутников было раскрыто сразу – это были заказы от американских компаний, для фотосъёмки Земли, для слежения за погодой и для отслеживания кораблей. Но о четвёртом упорно умалчивали, пока несколько днё спустя директор, он же главный инженер, он же основатель компании сам не рассказал.
Это был его личный проект, разработанный и собранный буквально в свободное от работы время, практически в гараже, где друзья-коллеги помогали только на последних стадиях. Третий спутник, названный «Humanity Star», представляет собой сферу полутораметрового диаметра, которая снаружи покрыта 65 пластинами из сверх-отражающего материала. Вращаясь на низкой орбите, всё, что будет делать спутник – это... светить. 90 дней, которые пройдут до его возврата в атмосферу, он будет самым ярким объектом в ночном небе (в разное время в разных регионах Земли).
Никто не ожидал, что частная компания из Новой Зеландии сможет разработать принципиально новый двигатель и саму ракету, построить космодром, пробить необходимую законодательную базу, обеспечить подписание международных договорённостей, привлечь $200 млн. инвестиций, поднять ракету в космос и вывести коммерческие спутники на орбиту. Но именно это было сделано. И теперь это будет происходить снова и снова – сейчас компания планирует старты дважды в месяц (с соответствующим производством). Но даже при такой частоте потребуется почти два года, чтобы выполнить хлынувшие заказы. В будущем частота запусков может при необходимости увеличиться – лицензия разрешает старты каждые 72 часа.
Необычайный спрос на услуги именно этой компании (единственной, осуществляющей коммерческие пуски в Южном Полушарии) неслучаен. Принципиальной целью всей разработки было создание недорого способа доставки грузов на низкую орбиту для коммерческих целей. В итоге стоимость одного запуска составляет... $6 млн., что, грубо говоря, на 95% дешевле любого другого существующего в мире способа доставки в космос. Теперь для учёных и бизнеса вопрос будет не «можем ли мы это позволить», а «сколько запускать».
(По материалам местных медиа и интернет-сайта компании.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий