суббота, 25 апреля 2015 г.

ANZAC Day - Gallipoli 100

Сегодня в НЗ отмечали День ANZAC. (Об этом Дне я уже рассказывал - см. здесь и здесь.)
Он отмечается в день высадки австралийско-новозеландских сил в Галлиполи в Турции в 1915 году, и изначально он был днём памяти погибших в I Мировой Войне. Затем после II Мировой стал днём памяти погибших солдат. Но именно в этом году он снова сконцентрирован вокруг событий в Галлиполи, потому что сегодня отмечается 100 лет со дня начала 8-месячных боёв унёсших жизни 130 тысяч солдат из разных стран.
Интенсивная подготовка шла предыдущие несколько месяцев, и сегодня масштабные церемонии и службы прошли по всей стране, а также в Галлиполи, где собрались представители всех стран - воинские делегации, высшее руководство стран, ветераны, множество родственников погибших.

Для меня этот день остаётся Днём памяти - тем, чем было для меня 9 мая в России (здесь окончание II Мировой не отмечается). Другие традиции и символы, но смысл - тот же. Я считаю очень важным со временем передать это отношение детям, и судя по тому, как относятся к этой теме в НЗ, это будет несложно. Я собирался попробовать сделать первые шаги в этом году, Ира поддержала. Но получилось всё само собой. Дети, увидев у меня приколотый символический красный мак, одеваемый за неделю до 25-го числа, сами попросили "сделать им такой же". Потом, в течение недели, по дороге в сад и из сада они не раз поднимали вопрос, что это, и зачем, и что дальше будем делать с "цветочками". Я как мог объяснял - много ли объяснишь 4-летним детям? Это в память о тех, говорил я, кто защищал нас и наших пам и мам, и их пап и мам, и бабушек и дедушек от плохих людей. Это традиция - носить такие цветочки всю неделю, а потом приносить их к памятнику. - Какому? - Памятнику тем, кто защищал. - А где он? - Их много в разных местах, но один из них вы уже видели, он стоит рядом с нашим Музеем. - Мы хотим ещё посмотреть.
Дорога из сада идёт через парк Домен, где на вершине холма стоит Музей и перед ним - Сенотаф. Я сворачиваю с обычной дороги и делаю петлю, притормаживая у мемориала. - Вот здесь в субботу люди будут приносить свои цветочки. - Мы тоже хотим...

Сегодня мы поехали в Домен. Основная церемония проходит на рассвете, и затем повторяется в 10 часов. Мы приехали уже во второй половине, и хотя ещё было довольно много народа, уже можно было спокойно походить кругом.





По всей стране городках и районах больших городов символически воссоздано кладбище павших в Галлиполи. Поимённо - тех кто родом именно отсюда. Это - окландцы.






Неизвестному новозеландскому солдату.

3 комментария:

  1. Воспитание патриотизма в детях нужное и важное дело. И воздаяние почестей погибшим воинам тут первейшее средство, напрашивающееся само собой.
    Но я так понимаю, что для Австралии и Новой Зеландии людские потери в битве при Галлиполи стали скорее шоком, холодным душем, заставившим пересмотреть свои отношения с метрополией, нежели священной жертвой за правое дело. Претворение в жизнь идеи фикс господина У. Черчилля о необходимости контроля над Балканами и Проливами привела к гигантским жертвам с сомнительным результатом.
    Конечно, ценность каждой человеческой жизни велика и тем более значима, если эта жизнь прервана насильственно, но под Галлиполи новозеландцы погибали впустую. Практически их использовали как "пушечное мясо". Тоже самое можно сказать и об остальном контингенте союзнического экспедиционного корпуса. Можно, наверное, рассуждать о выполнении интернационального долга, но что потребовалось защищать и от кого за десяток тысяч миль от родных берегов австралийским и новозеландским парням непонятно. Интересная цитата вычитанная мною в одном из материалов посвященном Дарданелльской битве:
    "Также нелегко объяснить поведение солдат союзников. Наверняка они были проникнуты духом экспедиции, они были молоды и, следовательно, верили, что способны на что-то. И все же совсем немногие из контингента Гамильтона ранее бывали под огнем или когда-либо вообще убивали человека либо видели рядом с собой смерть. Гардемарины, которые вели лодки к берегу, были чуть старше детей, и даже профессиональные французские и британские солдаты имели мало понятия о сути современного боя, не говоря уже о такой необычной и опасной операции, как эта. Что касается австралийцев и новозеландцев, то у них даже не было традиций, на которые можно ориентироваться, потому что в прошлом их стран не было войн вообще. У них не было ближайших предков, на кого можно было бы равняться, — тут просто был вопрос доказательства самим себе своей ценности, зарождения традиции здесь и с этого момента."
    В отличие от Первой мировой во Второй у Австралии и Новой Зеландии были уже вполне реальные основания для беспокойства о своем будущем - милитаристская Япония врядли ограничила бы свои аппетиты захватом островов Океании и Индокитаем. 9 мая 1945 в Берлине завершился не только разгром фашисткой военной машины Германии, но также поставлен крест на всех амбициях японских милитаристов. И в связи с этим противопоставление Первой мировой и Второй с принижением значения дня 9 мая для всего мира кажется по меньшей мере нелогичным.
    А самое главное - ведь у вас есть свои замечательные, РОДНЫЕ люди, я имею в виду Витиных Дедушку и бабушку, которые олицетворяют героизм людей во время войны.
    Знать и уважать традиции страны пребывания безусловно необходимо, но не стоит считать себя "безродным" родственником в гостях - за вашими плечами, ребята, тысячелетняя история страны с богатой культурой и предки-герои.

    P.S. Менее всего хотел чтобы мой комментарий воспринимался как назидание или поучение. Если хотите - это взгляд "с того берега".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пап, так Витя про это писал: для нас это, в первую очередь, День Памяти, и благодаря нашим бабушкам и дедушкам мы тоже чувствуем себя причастными.

      Что касается битвы при Галлиполи, то бессмысленность тех жертв как раз признается и Новой Зеландией, и Австралией. Но не забывай, что во врему Первой Мировой обе эти страны были частью Британской Империи, а потому происходящее с их "штаб-квартирой" касалось их непосредственно.

      Удалить
    2. Олег Иванович, спасибо за Ваш комментарий.

      Кажется, Вы просто упустили основной посыл моего поста в самом начале, поэтому поняли всё «с точностью до наоборот». Я написал: «Для меня этот день остаётся Днём памяти... Я считаю очень важным со временем передать это отношение детям.» Мой дед воевал, был ранен, потерял слух; его брат погиб на передовой; брат бабушки погиб в боях. Война у нас в семье – нечто большее, чем страницы в учебнике истории или кино. Это для нас – святое, и ничто никогда не заставит забыть, «противопоставить» или «принизить».

      Здесь в НЗ не отмечается 9 мая, но на 2 недели раньше отмечается – и это подчёркивается всегда, даже в этом году, когда в честь 100-летия акцент сделан на Галлиполи, – отмечается «День памяти солдат, погибших _во_всех_ войнах». Войны и их значение здесь не противопоставляют. Окончание войн здесь не отмечают. Есть День памяти. Потому что общий для всех войн итог – колоссальные жертвы.

      Здесь в НЗ нет могилы моего деда, куда я могу прийти с детьми и с благодарностью положить цветы. Но здесь в Окланде есть Кенотаф. (Кенота́ф [κενός — пустой и τάφος — могила] — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, символическая могила). Он был сооружён именно для тех, чьи близкие похоронены за много тысяч миль, чтобы им было куда прийти.

      Поэтому именно сюда и именно в этот день я привёл наших детей, чтобы почтить память тех, кто защищал _нас_. И наши дети _уже_ знают, что среди тех, кто «защищал хороших людей от плохих» был «папин дедушка».

      «Безродный родственник в гостях» - это уж точно не про нас. И родство своё мы знаем и гордимся им; и в гостях себя не чувствуем – мы здесь у себя, дома. Именно поэтому я всегда с готовностью рассказываю (и меня с интересом слушают), в частности, о роли России во Второй Мировой. Равно как и о «тысячелетней истории с богатой культурой».

      Что же касается отношения к Галлиполи, то оно именно такое, как Вы сказали – колоссальные напрасные потери в бессмысленной кампании для удовлетворения чужих амбиций на чужой земле. И это официальная позиция (что важно). НЗ официально признаёт, что, несмотря на свой сегодняшний имидж миролюбивой страны, 100 лет назад была агрессором в отношении Турции, и, чтя память своих погибших солдат, отдаёт должное и чтит память турков, погибших, защищая свою землю. Именно эти слова премьер-министр использовал в своей речи на церемонии в Галлиполи. И именно такое использование ANZAC в той кампании впервые пошатнуло неразрывную до того привязанность НЗ к Британии. Маятник тогда качнулся очень сильно, и только накануне Второй Мировой тогдашний премьер-министр в своём историческом обращении к нации сказал о Британии: «Куда она пойдёт, туда и мы.» Сейчас снова маятник поднимается к противоложной точке – уже неизбежен референдум о смене флага, и уже не раз встречались уверенные утверждения, что Елизавета – «последняя Королева Новой Зеландии». Мир меняется (да, банально). Чтобы понимать происходящее, его истоки и причины, и формировать своё отношение к нему, необходимо хорошее знание истории. Что я и доношу до местных себеседников в наших разговорах «за жизнь», а теперь сделал первый шаг с детьми.

      Удалить